Новости

Все новости

Дойная дорога

Автотрассы в России стоят вдвое дороже, чем в ФРГ, и вчетверо, чем в США

У России, как известно, две беды. При этом первая с выгодой для себя ремонтирует вторую. Ни для кого не секрет, что наши дороги убивают не лед и морозы, а отсталые технологии и коррупция. Из-за жадности наших чиновников российские дороги считаются самыми дорогими и самыми опасными в мире. Ежегодно ямы и колдобины убивают 30 тыс. человек и отнимают у российской экономики 550–600 млрд. рублей прибыли (около 1,5% ВВП РФ). «МК» провел свою экспертизу и пришел к грустному выводу: если ТАК строить дороги, мы всегда будем в дураках.

«Знаки приоритета»

На прошлой неделе российские автомобилисты с интересом наблюдали за очередным зигзагом многострадальной дорожной реформы. Президент Дмитрий Медведев на совещании по бюджетной политике впервые публично раскритиковал программу Минтранса, предлагавшего с января 2011 года ввести повышенные акцизы на бензин и на автомобили для финансирования «воскресшего» дорожного фонда.

По оценке Минтранса, эта мера позволила бы собирать в фонд ежегодно до 475 млрд. руб. для содержания и ремонта дорог. Деньги немалые. Поэтому скорее всего в ближайшее время ведомство Игоря Левитина предпримет очередную попытку продавить нужное ему решение. Тем более что конкуренты не спят. Желающих «порулить» весьма прибыльным для чиновников дорожным хозяйством становится с каждым годом все больше.

К примеру, 10 млрд. руб. на ремонт и содержание автодорог федерального значения в конце прошлой недели получил «Росавтодор», созданный год назад и получивший в управление 18,3 тыс. км автотрасс федерального значения. Соответствующее распоряжение подписал глава российского правительства Владимир Путин. Ранее глава «Росавтодора» Анатолий Чабунин говорил, что госфинансирование строительства федеральных трасс в 2010 году составит около 160 млрд. руб. По его словам, из этой суммы 41 млрд. руб. будет направлен на сочинские объекты, 13 млрд. руб. — на подготовку транспортной инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и 10 млрд. руб. — на введение второй очереди трассы Чита—Хабаровск. Остается — 94 млрд. Нет сомнения, что этой суммой госкорпорация «Автодор» — госзаказчик проектирования, строительства, реконструкции и содержания автодорог — распорядится с большим умом. Тем более что госкорпорации в отличие от остальных госзаказчиков по закону вовсе не обязаны проводить открытые конкурсы для подрядчиков.

Примечательно, что власти озабочены исключительно поиском новых источников финансирования на ремонт дорог. Ключевой вопрос — неэффективность расходов в дорожном хозяйстве и тотальная система «откатов» — не поднимался ни на одном высоком совещании. Может, потому, что наша власть стесняется признать очевидное: все без исключения российские реформы проходят с одной целью — «распилить» бюджетные деньги?

«Скользкая дорога»

Уже давно и в Европе и в Азии о российских дорогах идет дурная слава. На днях это подтвердили и выводы Всемирного банка, который составил рейтинг автодорожной инфраструктуры. Так вот, по качеству дорог Россия находится в нем в самом конце — на 111-м месте. Нас давно обогнали и заслуженно перегнали соседи — Азербайджан и Казахстан. От лидеров рейтинга — Франции, Германии и Финляндии — Россия отстала в три раза. По данным экспертов, в России 28,5 тыс. км трасс не соответствуют минимальным требованиям плавности дорожного покрытия, 35,1 тыс. км не соответствуют минимальным требованиям по количеству дефектов. Прогнозы аналитиков неутешительны для автомобилистов: качество российских дорог с каждым годом будет только ухудшаться — и к 2015 году 48% дорог не будут соответствовать нормам. Виной всему — тотальная коррупция. Чтобы ее победить, эксперты банка предлагают наладить эффективную систему госзакупок.

Наглость дорожных чиновников-взяточников признают и в России. Как отметил на днях на заседании Балтийского пресс-клуба глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, сметы на строительство дорог в России выше, чем где бы то ни было. «Сооружение 1 км дороги в РФ обходится в 2,6 раза дороже, чем в Европе, в три раза, чем в США, и в 7,5 раз, чем в Китае», — пояснил Степашин. Главными причинами этих «достижений» он назвал слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, «откаты» и неправильное проектирование.

Любопытно, что после этих откровений СКП и ФСБ даже бровью не повели.

«Движение налево»

По оценке экспертов, от 10 до 50% средств, заложенных в сметах, уходит на «откаты» чиновникам. Не случайно себестоимость работ ежегодно растет на 25—40%. Мировой кризис не обуздал алчность российских дорожных начальников. К примеру, в 1999 году расходы федерального бюджета на реконструкцию и строительство федеральных автодорог составили 8,7 млрд. руб. ($350 млн. по курсу того периода). Ввод федеральных автодорог составил 321 км. Средняя стоимость километра вводимой дороги — около $1 млн. В 2009 году федеральный бюджет выделил на реконструкцию и строительство федеральных автодорог 230 млрд. руб. ($7,2 млрд. по курсу 2009 г.). Введено 1159 км федеральных автотрасс. Средняя стоимость километра вводимой дороги — $6,3 млн. Таким образом, за 10 лет сметы на строительство дорог выросли в 6,3 раза! «Выделяемые на финансирование дорожного хозяйства средства не дают эффекта — коррумпированное чиновничество разворовывает эти средства», — утверждает в своем докладе Борис Немцов.

Не секрет, что уровень коррупции в профильных ведомствах и службах уже давно вышел за рамки приличия. Государство без тени смущения спокойно переплачивает российским подрядчикам из кармана налогоплательщиков десятки миллиардов долларов. Неудивительно, что этот рынок наглухо закрыт для иностранных компаний. А зря. Для сравнения: сейчас 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии — в $3,6 млн., в США — $4 млн. 1 км первоклассного автобана в Германии стоит 8 млн. евро ($9,8 млн.). «На 1 км дороги у нас уходит 514 млн. рублей», — сообщил президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев. То есть 1 км российской дороги стоит более $17 млн. Но это не предел. Стоимость 1 км трассы на участке автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км составила $134 млн. 1 км дороги Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга обошелся в $142 млн. 1 км трассы на Четвертом кольце Москвы, по данным Минтранса, — около $700 млн.

Без комментариев. Просто для сравнения: такова цена нового домашнего стадиона лондонского футбольного клуба «Арсенал». То есть: 1 км дороги на Четвертом кольце стоит столько же, сколько и 61-тысячный красавец стадион «Эмирейтс» вместе с парковками и гостиницами.

При этом качество российских дорог вызывает неподдельный ужас у европейцев. Большинство так называемых федеральных трасс не соответствует нормам ЕС. Проектный срок службы дорог в Европе — 40–60 лет, а у нас — от силы три-четыре года. При этом наши дороги в основном имеют всего две полосы движения и строятся из дешевого асфальта, основанного на двухслойной подушке с нижним слоем из песка и верхним — щебеночным. Такой асфальт требует ежегодного текущего ремонта. В Европе давно уже строят асфальтовые дороги на бетонной основе, требующие ремонта раз в 30 лет. Но нашим дорожным начальникам выгоднее дороги строить на песке или щебенке, класть асфальт в дождь или зимой в мороз, лишь бы «освоить» выделенные на текущий ремонт деньги, увеличить смету (кризис, рост тарифов и т.д.) и грамотно обосновать заявку на следующий «урожайный» сезон. Похоже, не заинтересованы наши чиновники и в новых технологиях: ведь они мешают воровать. «Производительность в строительстве в РФ отстает от самых передовых стран в 18 раз, от других — в среднем шесть раз», — признал глава РСС.

«Опасный поворот»

Плохие дороги, по мнению специалистов, существенно тормозят развитие экономики России, повышая транспортные издержки. По расчетам «Росавтодора», из-за слабой дорожной сети ежегодно наша экономика ежегодно теряет 550–600 млрд. руб., или около 1,5% ВВП России. Добавим, что каждый год в авариях из-за ужасных дорог ежегодно погибает целый город — более 30 тыс. человек! Более сотни тысяч становятся калеками.

Но, похоже, эти факты уже не шокируют власть. Она упорно ищет новый способ отъема денег у рядовых автомобилистов на ремонт дорог. И уже не важно, как он будет называться: акциз на бензин, акциз на автомобиль или акциз для взяточника.

via nnm.ru

2010-06-22 13:45:14